ЛОГИСТИКА И
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

Главная

Логистика

Перевозка грузов

Виды транспорта

Виды грузов

Тара и упаковка грузов

Анонс статей:

Словарь грузоперевозок

Маркировка грузов

Федеральный закон

Стоимость грузоперевозок

Какой автомобиль выбрать

Расстояние между городами

На правах рекламы:

Бронирование и аренда авто за рубежом - компания Europcar!

Терминология грузоперевозок

Словарь профессиональной терминологии, относящейся к процессам транспортирования грузов и их страхованию.

Термины, которые следует знать, оказывая или используя услуги по транспортировке грузов, экспедирования, логистики внутри России и за ее пределами.


А Б В Г Д Е Ж З
И К Л М Н О П Р
С Т У Ф Ч Ш Э Я

А

АГЕНТ- доверенное лицо (юридическое или физическое), совершающее определенные действия по поручению другого лица (принципала) от его имени и в его интересах. Юридическим основанием для выполнения агентом действий служит агентский договор. Форма его может быть различной: письменный договор, подробно перечисляющий права и обязанности сторон, либо доверенность на выполнение агентских действий или разовых поручений.


АБАНДОН - в морском страховании отказ страхователя от своих прав на застрахованное имущество (судно, груз) в пользу страховщика с целью получения от него полной страховой суммы.


АВАРИЯ (ит. avaria; англ. average) - ущерб, убытки, причиненныетранспортному средству,грузу, фрахту в процессе перевозки.


АВАРИЙНАЯ ОГОВОРКА - оговорка о франшизе.


АВАРИЙНАЯ ПОДПИСКА - обязательство (письменное заявление) грузополучателя оплатить причитающуюся с него долю общей аварии согласно диспаши.


АВАРИЙНЫЙ КОМИССАР - лицо или фирма, занимающиеся установлением причин. Характера и размера убытка по застрахованным транспортным средствам и грузам.


АВАРИЙНЫЙ СЕРТИФИКАТ - документ, составляемый аварийным комиссаром (сюрвейером), уполномочиваемым заранее страховщиком, который содержит описание причин и размера убытка при любом страховом случае, а также другие сведения, позволяющие судить о наличии ответственности страховщика и права страхователя на получение страхового возмещения. Аварийный сертификат служит только свидетельством убытка и не предрешает его обязательную оплату страховщиком.


АВТОМОБИЛЬНО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЕРЕВОЗКА (Road-rail transport) - комбинированная перевозка железнодорожным и автомобильным транспортом. Русский термин "контрейлерная перевозка" относится к частному случаю перевозки автомобильных полуприцепов по железной дороге.


АВТОПОЕЗД (Road train) - автотранспортное средство с прицепом.


АД ВАЛОРЕМ - метод исчисления провозных платежей при перевозке ценных грузов либо размера таможенных пошлин в виде твердых ставок за единицу измерения товара в процентах от его цены.


АДЖАСТЕР - диспашер, специалист в области составления диспаш-расчетов по распределению убытков между судном, грузом и фрахтом в связи с общей аварией.

АКВИЗИТОР (от лат. acquisitor - приобретатель; англ. acquirer) - сотрудник (агент) транспортных или страховых предприятий (учреждений), в обязанности которого входит привлечение (активизация) новых грузов или страхований.


АКТ О СУБРОГАЦИИ - документ о передаче страхователем страховщику после получения от него суммы страхового возмещения прав на взыскание ущерба с третьих лиц, виновных в причинении такого ущерба.


АКЦИЗ - один из видов косвенного налога на товары и услуги, включаемого в цену или тариф. Выборочный акциз распространяется на определенный круг товаров и услуг массового спроса и предметов роскоши. Акциз в широком понимании (универсальный акциз) представляет собой налог с продаж и налог на добавленную стоимость.


АРМАТОР (armator) - Судовладелец; лицо, эксплуатирующее морское судно безотносительно к тому, принадлежит ли оно ему по праву собственности или нет. А. снаряжает судно в рейс, снабжает средствами, нанимает экипаж, приглашает капитана и несет ответственность за действия последнего.


АРТИКУЛ (от лат. articulus - раздел, статья; англ. article) - 1) особая рубрика (статья) в некоторых законах и других официальных актах; 2) тип изделия, товара, а также его цифровое или буквенное обозначение.


Б

БАРАБАН - транспортная тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигзагов катания, с плоским дном.


БАРАТРИЯ - преднамеренный, умышленный ущерб, причиненный судну или грузу капитаном или командой судна, а также другие незаконные действия с их стороны.


БЕЗДОКУМЕНТНЫЙ ГРУЗ - груз, обнаруженный на складе порта или на судне без перевозочных документов, принадлежность которого к той или иной партии грузов установить не удается.


БЕЗОПАСНЫЙ ПОРТ - место, куда судно может войти и откуда оно может выйти в груженом состоянии без ущерба для себя и перевозимого груза.


"БЕЗ УПАКОВКИ" (англ. bulk) - условие поставки, при котором перемещение товара осуществляется "навалом", "насыпью", без расфасовки.


БЕРБОУТ-ЧАРТЕР (англ. bareboat charter) - фрахтование судна без экипажа. В отличие от обычного чартера, являющегося договором между судовладельцем и фрахтователем на аренду всего судна или его части на определенный рейс (срок), Б.-ч. является договором найма, по которому судно переходит в полное владение и распоряжение фрахтователя на определенный рейс (срок). Последний сам нанимает команду и несет все расходы по эксплуатации судна.


БЕРС-НОТ - договор фрахта на перевозку груза, главным образом, на трамповых судах или судах грузовых линий, совершающих рейсы регулярно, но без срочного расписания. Линейные судоходные компании применяют эту форму, если для заполнения неиспользованного под генеральные грузы тоннажа судно догружается каким-либо массовым грузом на трамповых, а не на обычных для данной компании линейных условиях. Берс-нот оформляется как письмо, которое агент перевозчика адресует фрахтователю; на одном или нескольких экземплярах письма должно иметься подтверждение фрахтователя. В некоторых случаях договор от лица судовладельца заключает брокер, выступающий от имени своего доверителя. Если документ подписан одним лишь агентом судовладельца, он представляет собой одностороннюю запись фрахтовой сделки. Значение двустороннего договора этот документ приобретает после того, как фрахтователь письменно удостоверил, что он его принял, подтвердив тем самым свое согласие с содержащимися в нем условиями и оговорками.


БЕСПОШЛЕННЫЙ ВВОЗ - ввоз на территорию данной страны товаров, ценностей и иных предметов без уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов.


"БИГ-БЭГ" ("Big bag") - сменный мешок, вкладываемый в интермодальную транспортную единицу и являющийся достаточно прочным для подъема и перевозки грузов различного типа навалом.


БИМОДАЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП (железнодорожно-автомобильный) (Bimodal semi-trailer) - автомобильный полуприцеп, который после оснащения его железнодорожными тележками может быть использован в качестве железнодорожного вагона.


БОЧКА - транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы с обручами или зигзагами катания, с доньями.


БОНДОВЫЙ ГРУЗ (англ. bounded cargo) - импортируемый товар, задержанный на таможенном складе до уплаты таможенной пошлины. В отношении Б.г. может быть применен таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения только после уплаты соответствующих пошлин, налогов и др. таможенных платежей, а также выполнения всех таможенных формальностей.


БРАКЕРАЖ - проверка соответствия качества товара, его упаковки, внешнего оформления условиям соответствующих стандартов и условиям запродажной сделки.


В

ВАГОН С НИШАИ ДЛЯ КОЛЕС (Packet wagon) - железнодорожный вагон с предусмотренными в его полу нишами для колес полуприцепов.


ВАГОН КОРЗИННОГО ТИПА ("Basket" wagon) - железнодорожный вагон, оборудованный приспособлениями для вертикальной перегрузки, со съемным подрамником, допускающим погрузку в него и выгрузку из него полуприцепов или автотранспортных средств.


ВАГОН ТИПА "СПАЙН" ("Spine" wagon) - железнодорожный вагон с центральным шасси, предназначенным для перевозки полуприцепа.


ВАГОН С ПОНИЖЕННЫМ ПОЛОМ (Low floor wagon) - железнодорожный вагон с пониженной грузовой платформой, изготовленный для перевозки, в частности, интермодальных транспортных единиц.


ВАГОН "КАТЯЩЕГОСЯ (БЕГУЩЕГО) ШОССЕ (Rolling-road wagon) - железнодорожные вагоны с низким полом, образующие в сцепке "катящееся (бегущее) шоссе".


ВАРРАНТ- специальное свидетельство, выдаваемое товарным складом о приеме товара на хранение с обозначением веса, количества мест, качества и количества товара; состоит из двух частей (складского свидетельства и залогового свидетельства) и имеет характер товарораспорядительного документа. Право владения складированным товаром может быть передано другому держателю варранта путем учинения на данном свидетельстве передаточной надписи. Залоговое свидетельство может быть использовано для получения займа под залог товара, а также продажи товара. Складированный товар выдается держателю варранта только при предъявлении обеих его частей.


ВВОЗ - режим пропуска в страну через таможенную границу импортных товаров; основные положения, регулирующие условия ввоз товаров со стороны государственных органов страны, в которую ввозится товар.


ВЕРТИКАЛЬНЫЙ МЕТОД ПОГРУЗКИ И ВЫГРУЗКИ "ло-ло" (Lift-on-lift-off) - погрузка и выгрузка интермодальных транспортных единиц с использованием подъемного оборудования.


ВЕС ОТГРУЖЕННЫЙ, ОТГРУЗОЧНЫЙ (англ. shipped weight) - масса товара, установленная при его отгрузке в точке отправления и указанная в транспортном документе. Оплата товара по В.о. обычно выгодна продавцу, т.к. он не несет риска за уменьшение массы товара в пути.


ВЕС БРУТТО - масса товара вместе с упаковкой внутренней (неотделимой от товара до его потребления) и внешней - тарой. В практике международной торговли используются также термины полубрутто (вес брутто за вычетом массы наружной упаковки) и фактический вес брутто.


ВЕС НЕТТО - масса товара без тары и упаковки. В ряде стран при исчислении таможенной пошлины в вес нетто включается и масса внутренней (первичной), неотделимой от товара до его употребления, упаковки, в которой он доставляется потребителю (вес полунетто). По весу нетто, как правило, устанавливается цена на товар с учетом также стоимости тары и упаковки.


ВЕСОВОЙ СЕРТИФИКАТ ИЛИ "ОТВЕС" - документ, подтверждающий массу поставленного товара. Он обычно содержит подробный перечень всех мест в каждой партии груза с указанием массы каждого места (отвесов). Bесовой сертификат составляется весовщиками в пунктах отгрузки, перевалки и выгрузки товара и признается бесспорным доказательством веса.


ВЕТЕРИНАРНЫЕ И САНИТАРНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА - документы, удостоверяющие незараженность товаров. Требуются соответствующими карантинными и таможенными органами при ввозе в страну импорта животных, птиц, сырых животных продуктов, свежих фруктов и овощей и др. товаров. Ветеринарные и санитарные свидетельства выдаются органами ветеринарного и санитарного надзора в стране отгрузки товара. Обязанность предоставления перевозчику этих документов лежит на грузоотправителе, который несет ответственность за последствия, могущие возникнуть при их отсутствии либо неправильном оформлении.


ВИЛОЧНЫЙ АВТОПОГРУЗЧИК (Fork lift truck) - транспортное средство, оборудованное горизонтальными вилочными приспособлениями с силовым приводом, позволяющими поднимать, перемещать или штабелировать поддоны, контейнеры или съемные кузова, при этом последние два типа грузовых единиц являются, как правило, порожними. Эти операции могут осуществляться только применительно к переднему ярусу штабеля.


ВЗЫСКАНИЕ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену: 1) товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; 2) товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для Перемещения Через Таможенную Границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.


ВИД ТАРЫ - классификационная единица, определяющая тару по форме.


ВНЕШНИЙ КОНОСОМЕНТ - коносамент, выдаваемый на груз, отправляемый за границу.


ВНУТРЕННЯЯ ЦЕНА - продажная цена товара в стране его происхождения (производства).


ВНУТРЕННИЕ ПОРОКИ - присущие застрахованному грузу внутренние свойства, которые могут привести к его гибели и порче (гниение, самовозгорание, взрывоопасность, впитывание влаги из воздуха).


ВОЕННЫЙ РИСК - понятие военного риска является условным, имея в виду, что в него включается большой круг рисков, которые, строго говоря, выходят за рамки этого понятия.


ВОЗДУШНЫЙ КОНТЕЙНЕР (Air container) - контейнер, соответствующий нормам авиаперевозок.


Г

ГААГСКИЕ ПРАВИЛА - международные основные положения, определяющие объем ответственности судовладельцев при перевозке грузов по коносаментам.

ГРУЗ - общее название всех товаров, предназначенных для перевозки, или товары и имущество, перевозимые на судне с целью получения фрахта.


ГАБАРИТЫ- основные размеры (длина, ширина, высота) изделия, грузового места и т.д.


ГАБАРИТЫ ПОГРУЗКИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ (Rail loading guage) - максимальное поперечное сечение, за пределы которого не должен выходить железнодорожный подвижной состав с грузом. Существуют следующие основные четыре габарита, признанных МСЖД: международный, А, В и С. Эти габариты указаны для отдельных линий. Несоблюдение минимального габарита погрузки в ходе перевозки не допускается. Должны учитываться ограничения по ширине и высоте груза на поворотах. В случае грузовых отправок в рамках комбинированных перевозок габариты А и В зачастую превышаются. Другим габаритом, имеющим особое значение для комбинированных перевозок, является габарит В+. Существует также много других признанных габаритов (Р/С/S/:).


ГАРАНТИЙНОЕ ПИСЬМО - документ, в соответствии с которым поручитель (гарант) принимает на себя обязательства в части определенных условий договора, например, условий транспортировки, платежа. Гарантийное письмо может быть истребовано банком, если товарораспорядительные документы, предъявленные к оплате по аккредитиву, не вполне соответствуют предусмотренным условиям.


ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПОЛИС - страховой полис, по условиям которого страхователь обязуется застраховать у страховщика, выдавшего такой полис, все грузы, получаемые или отправляемые им в определенных размерах в течение определенного срока. В генеральном полисе обязательно указывается срок его действия, объем и пределы ответственности страховщика, сроки платежа страховой премии и ряд других специальных условий. По генеральному полису грузы считаются застрахованными от и до любых пунктов отправления и назначения на весь оговоренный в полисе период перевозки любым видом транспорта, включая перегрузки и перевалки, а также предшествующее и последующее хранение на складах. То есть генеральный полис предусматривает непрерывность страхового покрытия, что освобождает страхователя от дополнительного страхования груза.


ГРАТИФИКАЦИЯ - денежное вознаграждение, повышающее заинтересованность агентов, брокеров и др. участников перевозки или торговой сделки в выполнении возложенных на них обязанностей.


ГРУЗ - перемещаемый (перевозимый, транспортируемый) товар. Совокупность физико-химических свойств груза, потребность в таре и упаковке, а также условия и техника его перевозки, перегрузки и хранения определяют транспортную характеристику груза и влияют на цену его перевозки. Различают следующие основные виды грузов: массовые; наливные; сухогрузы; навалочные/ насыпные; генеральные; экспортные грузы; импортные грузы.


ГРУЗОВАЯ КВИТАНЦИЯ - документ, удостоверяющий принятие органом железнодорожного или внутреннего водного транспорта груза к перевозке, т.е. расписка перевозчика в принятии товарно-материальных ценностей. Грузовая квитанция составляется на имя определенного грузоотправителя и выдается ему. В случае утраты груза грузовая квитанция дает право на предъявление к перевозчику претензии и иска.

ГРУЗОВАЯ НАКЛАДНАЯ - см. Транспортная накладная


ГРУЗОВАЯ ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛОРАЦИЯ - унифицированный документ для таможенных целей, заполняемый на каждую партию груза, перемещаемую через таможенную границу. Содержит сведения о грузе, его отправителе и получателе, составляется распорядителем товара. В Российской Федерации грузовая таможенная декларация совпадает по форме с Единым Административным Документом, но не имеет формально-юридического признания за пределами РФ по причине расхождения в применяемых классификаторах.


ГРУЗОВОЙ ПОТОК (ГРУЗОПОТОК) - количество грузов, перевозимых определенным видом транспорта за один год или за другое фиксированное время из одного пункта в другой.


ГРУЗООБОРОТ - экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.


ГРУЗОВАЯ ОТПРАВКА (Consigment) - груз, отправленный на основании одного договора перевозки. В комбинированных перевозках данный термин может использоваться в статистических целях для подсчета грузовых единиц или автотранспортных средств. Под объединением нескольких грузовых отправок в полную партию подразумевается консолидация или укрупнение грузовых партий.


ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ (Shipper) - лицо или компания, которые передают грузы в ведение других лиц или компаний (экспедитора, перевозчика/оператора перевозки) для его доставки грузополучателю.


ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ (Consignee) - лицо, имеющее право получить доставленные грузы.


ГРУЗОВАЯ ЕДИНИЦА (Loading unit) - контейнер или съемный кузов.


ГРУЗОВОЕ МЕСТО (Unit load) - груз на поддоне или предварительно упакованная грузовая единица, размеры которой по периметру соответствуют габаритам поддона и которая может быть помещена в ИТЕ.


ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ПОГРУЗКИ И ВЫГРУЗКИ - "ро-ро" (Roll-on-roll-off) - погрузка или выгрузка автотранспортных средств, вагона или интермодальной транспортной единицы на судно или с судна на их собственных колесах или колесах, которыми они оснащаются для этой цели. В случае "катящегося шоссе" только автотранспортные средства въезжают на железнодорожную платформу или съезжают с нее.


Д

ДАТА ПОСТАВКИ - момент, принимаемый сторонами, заключившими торговую сделку, за дату поставки товара. Она не должна выходить за пределы срока выполнения договора. Она связана с переходом права собственности на товар и рисков случайной гибели товара.


ДВУХЯРУСТНЫЙ ВАГОН (Double stack wagon) - железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки контейнеров в два яруса


ДЕКЛАРАНТ - лицо, перемещающее товары через таможенную границу, или таможенный брокер (посредник), заявляющие (декларирующие), представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства для целей таможенного оформления от своего имени.


ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОПАСНЫХ ГРУЗАХ - документ, в котором грузоотправитель описывает опасные товары или материалы, предназначенные для транспортировки, а также подтверждает, что последние упакованы и снабжены ярлыками в соответствии с положениями соответствующих конвенций или соглашений.

ДЕМЕРЕДЖ - оплата штрафа железной дороге за простой вагона против обусловленного времени.


ДЕПОЗИТ ПРЕМИИ - страховая премия, уплачиваемая авансом в тех случаях, когда нельзя определить твердо фиксируемую сумму премии при размещении страхования.


ДИСПАША - расчет убытков по общей аварии и их распределение между участниками морского предприятия соразмерно стоимости груза и фрахта.


ДИСПАШЕР - эксперт по составлению диспаши.


ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ - договор между перевозчиком и грузовладельцем, по условиям которого перевозчик обязуется доставить груз в названный пункт назначения, а грузовладелец - оплатить установленную провозную плату.


ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ - договор между страхователем и страховщиком, включающий в себя условия страхования.


Е

ЕДИНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ТАРИФ - единые ставки платежа за перевозку грузов по всей стране или между отдельными пунктами транспортных магистралей на линиях обслуживаемых разными компаниями.


ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ ГРУЗА - недостача массы грузов по весу, возникающая вследствие естественных свойств, присущих соответствующим грузам: усушка, утруска, утечка и т.д.


Ж

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (railroad; railway) - 1) структурная административно-территориальная единица жжелезно-дорожного транспорта общего пользования. 2) совокупность рельсового пути, сооружений, устройств, машин и оборудования, входящих в комплексное транспортное предприятие, предназначенное для перевозок пассажиров, грузов, багажа и почты.


ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ НАКЛАДНАЯ - документ, которым оформляется договор перевозки груза железнодорожным транспортом. Является товарораспорядительным документом и подтверждением железной дороги в приеме груза к перевозке. Составляется грузоотправителем на станции отправления и следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю. В железнодорожной накладной кроме обычных для транспортного документа сведений указывается требуемая скорость перевозки груза. В отечественной практике приняты условные значения таких скоростей (в км в сутки): для обычных грузов используется малая скорость, которая составляет для мелких отправок - 180 км, для повагонных отправок - 330 км, для маршрутных отправок - 550 км; для ценных и скоропортящихся грузов используется большая скорость, которая составляет условно от 330 км (для мелких отправок) до 660 км (для рефрижераторных поездов со скоропортящимися грузами).


З

ЗАГРУЗКА/ГРУЗКА (Stuffing) - загрузка/выгрузка груза в/из интермодальной транспортной единицы.


ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА КОММЕРЧЕСКАЯ (airplane's payload) - масса пассажиров и грузов, принятых на борт самолета в аэропорту. Определяется как сумма массы почты и остальных грузов и условной массы пассажиров, равной произведению средней массы пассажира и его личных вещей (0,09 т на пассажира) на число пассажиров в самолете.


ЗАДЕРЖАНИЕ СУДНА ИЛИ ГРУЗА (arrest of vessel of cargo) - один из способов обеспечения требований имущественного характера к судовладельцу или грузовладельцу. В портах судно или груз могут быть задержаны начальником порта по просьбе лица, имеющего требование, основанное на общей аварии, спасании, столкновении судов или ином причинении вреда, а также по требованиям порта, вытекающим из повреждений портовых сооружений, иного находящегося в порту имущества и средств навигационной обстановки, впредь до предоставления судовладельцем достаточного обеспечения (банковской гарантии, гарантийного письма, внесения соответствующих денежных сумм в депозит). Распоряжение начальника порта о задержании судна или груза действительно в течение трех суток, после чего они подлежат немедленному освобождению, если в течение указанного срока не состоится постановление суда или председателя Морской арбитражной комиссии о наложении на судно или груз ареста. Лица, по требованию которых состоялось задержание, несут ответственность за убытки, причиненные необоснованным задержанием.


ЗАЯВКА НА ФРАХТОВАНИЕ (application for chartering; chartering application; chartering request) - документ, в котором поставщик просит перевозчика зарезервировать место для определенной отправки и указывает желательное средство транспорта, время погрузки и др.


И

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ВЫГОДЫ ОТ СТРАХОВАНИЯ - в предположении временного перехода застрахованного имущества другим лицам, в полисах делается оговорка, что правом получения выгод от страхования может воспользоваться только страхователь или его правопреемник. Это связано с интересами страховщика по правам регресса.

ИМПОРТ ТОВАРОВ - ввоз в страну иностранных товаров, технологий, услуг, капитала для реализации и приложения на внутреннем рынке страны-импортера, а также для транзита в третьи страны. Различают видимый импорт - импорт товаров, фактически ввезенных в страну и проданных на ее территории, и невидимый импорт - услуги, оплаченные в иностранной валюте, (например затраты на перевозку импортируемых грузов, пассажиров, страхование, услуги и др.). Импорт регулируется национальным законодательством, политико-правовыми ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.


ИНВОЙС - см. Счет-фактура.


ИНДОССАМЕНТ - передаточная надпись на страховом полисе, коносаменте и других товарораспорядительных и денежных документах.

ИНТЕРЕС - имущество, которое является объектом страхования, право на него или. обязательство по отношению к нему.

ИНТЕРМОДАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЕДИНИЦА ИТЕ (Intermodal transport unit) - контейнеры, съемные кузова и полуприцепы, пригодные для интермодальной перевозки.


ИНТЕРМОДАЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА (Intermodal transport) - последовательная перевозка грузов двумя или более видами транспорта в одной и той же грузовой единице или в автотранспортном средстве без перегрузки самого груза при смене вида транспорта. В более широком смысле термин "интермодальность" применяется для описания системы транспортировки, предполагающей использование двух или более видов транспорта для перевозки одной и той же грузовой единицы или грузового автотранспортного средства в рамках комплексной транспортной цепи "от двери до двери" без погрузочно-разгрузочных операций. (В окончательном сообщении Европейской комиссии СОМ (97) 243 термин "интермодальность" применяется для описания системы транспортировки, в рамках которой на комплексной основе используются по меньшей мере два различных вида транспорта с целью дополнения транспортной цепи "от двери до двери").


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК - совокупность циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля над логистическими операциями.


ЙОРК-АНТВЕРПЕНСКИЕ ПРАВИЛА - свод норм, регулирующих взаимоотношения сторон и расчеты по общей аварии. Правила не имеют силы закона и их применение оговаривается в договорах морской перевозки в каждом отдельном случае. Действующая в настоящее время редакция текста Правил была принята на 30-й конференции Международного морского комитета 5 апреля 1974 года ("Йорк-Антверпенские правила, 1974?).


К

КАРГО - в международной практике грузы или имущество, перевозимые морским судном с целью получения фрахта.


КАРАНТИННЫЙ НАДЗОР - комплекс санитарно-охранных мероприятий по предотвращению завоза в страну из-за границы эпидемических заболеваний и сельскохозяйственных вредителей и болезней. Карантинный надзор осуществляется путем карантинного досмотра транспортных средств и грузов, прибывающих в страну. Импортные грузы растительного и животного происхождения должны иметь ветеринарные и санитарные свидетельства, выдаваемые органами карантинного надзора страны-экспортера.


КАСКО - страховой термин, применяемый при страховании средств транспорта.


"КАТЯЩЕЕСЯ ШОССЕ" (Rolling road) - перевозка груженых автотранспортных средств с использованием горизонтального метода погрузки и выгрузки на железнодорожных платформах с пониженным полом. Такая перевозка называется также "бегущее шоссе".


КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ - распределение транспортируемых грузов по тарифным группам с целью установления размера перевозных платежей.

КОВЕРНОТ- документ, выдаваемый брокером страхователю в подтверждение того, что договор страхования по его поручению заключен.


КОМБИНИРОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА (Combined transport) - интермодальная перевозка, в рамках которой большая часть европейского рейса приходится на железнодорожный, внутренний водный или морской транспорт и любой начальный и/или конечный отрезок пути, на котором используется автомобильный транспорт, является максимально коротким.


КОМБИНИРОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА С СОПРОВОЖДЕНИЕМ (Accompanied combined transport) - перевозка укомплектованного автотранспортного средства без водителя с использованием другого вида транспорта (например, парома или поезда).


КОМБИНИРОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ (Unaccompanied combined transport) - перевозка автотранспортного средства или интермодальной транспортной единицы без водителя с использованием другого вида транспорта (например, парома или поезда).


КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - документ, составляемый перевозчиком, в подтверждение факта недостачи, порчи или повреждения груза при передаче его грузополучателю в пункте назначения.


КОММЕРЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА - имеет дело не только с управлением материальным потоком, но и с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться деятельность по распределению.


КОНОСАМЕНТ - документ, выдаваемый перевозчиком грузовладельцу в удостоверение факта принятия груза к морской перевозке и подтверждения обязательства передать его грузополучателю в порту назначения.


КОНОСАМЕНТ ЧИСТЫЙ - коносамент, который не содержит каких-либо оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние груза или его упаковки.

КОНТЕЙНЕР (Container) - общее обозначение емкости для перевозки груза, являющейся достаточно прочной для многократного использования, обычно пригодной для штабелирования и оснащенной приспособлениями, позволяющими ее транспортировать на различных видах транспорта.


КОНТЕЙНЕР ПОВЫШЕННОЙ ЕМКОСТИ (High cube container) - стандартный по длине и ширине контейнер ИСО, высота которого составляет 9 футов и 6 дюймов (2,9 м). Эти высокие контейнеры сейчас включены в пересмотренный стандарт ИСО.


КОНТЕЙНЕР СВЕРХВЫСОКОЙ ЕМКОСТИ (Super high cube container) - контейнер, размеры которого превышают стандарты ИСО. Его размеры могут варьироваться и составлять, например, по длине 45 футов (13,72 м), 48 футов (14,64 м) или 53 фута (16,10 м).


КОНТРИБУЦИОННЫЙ ДИВИДЕНД - отношение суммы общей аварии к контрибуционному капиталу.


КОНТРИБУЦИОННЫЙ КАПИТАЛ - стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии.


КОТИРОВКА - в страховании ставка премии, по которой страховщик готов принять на страхование соответствующий риск.


КУМУЛЯЦИЯ - совокупность застрахованных объектов, затрагиваемых одним и тем же страховым случаем, что ведет к возникновению очень крупного убытка.


Л

ЛИМИТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТРАХОВЩИКА - максимальная ответственность страховщика, вытекающая из условий договора страхования, в котором зафиксирована страховая сумма.


ЛИМИТ СТРАХОВАНИЯ - максимальная денежная сумма, на которую можно застраховать материальные ценности, жизнь или здоровье.


ЛИМИТ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ (ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТРАХОВЩИКА) - максимальный размер страхового возмещения по одному страховому случаю и (или) за весь срок страхования.


ЛИЦО, В ПОЛЬЗУ КОТОРОГО ЗАКЛЮЧЕНО СТРАХОВАНИЕ - лицо, по условиям страхования назначенное страхователем для получения страхового возмещения (страховой суммы).


ЛОГИСТИКА (Logistics) - процесс организации цепи доставки и управления этой цепью в самом широком смысле. Данная цепь может охватывать как поставки сырья, необходимого для производства, так и управление материальными ресурсами на предприятии, доставку на склады и в распределительные центры, сортировку, переработку, упаковку и окончательное распределение в местах потребления.


ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (Logistic centre) - территориальное объединение независимых компаний и органов, занимающихся грузовыми перевозками (например, транспортных посредников, грузоотправителей, операторов перевозок, таможенных органов) и сопутствующими услугами (например, по хранению, техническому обслуживанию и ремонту), включающее по меньшей мере один терминал. В итальянском языке используется термин "interporto".


ЛОГИСТИКА МАРКЕТИНГА - функции логистики: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных сфер и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции логистики позволяют решить задачи, стоящие перед маркетингом.


ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального, информационного или финансового потока.


ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - адаптивная система с обратной связью выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая как правило из нескольких подсистем.


ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию целей логистической системы.


ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ - линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (производителей, дистрибьюторов складов общего пользования и т.п.), осуществляющих логистические операции по доведению внешних материальных, информационных и финансовых потоков от одной логистической цепи до другой или до конечного потребителя.


ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ИНЖИРИНГ - организация и управление комплексом или отдельным видом материально-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекте в эксплуатацию с разработкой новых технологических процессе на предприятии.


ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ - логистическое управление обеспечивает точный учет временных и производственных факторов в целях совершенствования управления финансовыми, информационными, а также внутренними и внешними материальными потоками.


ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ - затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.д.).


ЛЮКОВАЯ ЗАПИСКА - опись грузов, размещаемых в каждом грузовом помещении судна.


М

МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ УБЫТОК (ПМЛ) - оценочно-максимальный размер ущерба, который может быть причинен застрахованному объекту в результате страхового случая.


МАКРОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - система управления, охватывающая производственные, снабженческо-сбытовые, торговые транспортные предприятия и организаций в регионе.


МАРКЕТИНГ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ - особенностью этого маркетинга является, как правило, наличие большого числа и разнообразия потребителей; необходимо учитывать, какой товар продается, кому и почему. Отсюда и характер требований на рынке к логистическому обслуживанию и затраты на него. Один из способов оценки логистического обслуживании основан на величине стоимости, на которую возрастает общая стоимость перевезенных или обработанных товаров.


МАТЕРИАЛОПОТОК - продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций и отнесенная к временному интервалу.


МАТЕРИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - управление материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя.


МЕНЕДЖМЕНТ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КАНАЛА - управление работой канала распределения. Работа канала влияет на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конченому потребителю.

МЕНЕДЖМЕНТ СНАБЖЕНИЯ - организация и управление материально-техническим снабжением.


МЕНЕДЖМЕНТ ЦЕПИ ПОСТАВОК - деятельность по удовлетворению потребностей производства в материалах с максимально возможной эффективностью.


МЕШОК - транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной. Горловина мешка открытая или закрытая.


МИКРОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - система управления, охватывающая внутрипроизводственную логистическую деятельность фирмы, связанную с интеграцией подготовки и планирования производства со сбытом, снабжением, транспортно-складским и погрузо-разгрузочными работами.


МИНИМАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ - минимум уплаты премии, вносимой в качестве депозита.


МОРСКАЯ ПЕРЕВОЗКА НА КОРОТКОЕ РАССТОЯНИЕ (Short sea shipping) - перевозка груза по морю между портами, находящимися в Европе, а также между европейскими портами и портами, расположенными в неевропейских странах, омываемых замкнутыми морями, по которым проходит граница европейских стран.


МОРСКОЙ КОНТЕЙНЕР (Maritime container) - контейнер, достаточно прочный для штабелирования в ячеистом контейнеровозе и для подъема сверху. Большинство морских контейнеров являются контейнерами ИСО, т.е. соответствуют нормам Международной организации по стандартизации.


МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА (Multimodal transport) - перевозка грузов двумя или более видами транспорта.


Н

"НАВАЛОМ" - бестарная перевозка массовых грузов (руды, угля, песка), а также металлолома, жмыхов и т.п. При перевозке зерна без тары применяется термин "насыпью".


НАЗЕМНЫЙ КОНТЕЙНЕР (Land container) - контейнер, соoтветствующий техническим требованиям Международного союза железных дорог и предназначенный для использования в железнодорожно-автомобильных комбинированных перевозках.


НАКЛАДНАЯ - документ, применяемый при железнодорожных и речных перевозках.


"НАЛИВОМ" - бестарная перевозка жидкого груза (нефти и нефтепродуктов, масел, спирта, жиров и т.п.) в специализированных транспортных средствах - наливных судах (танкерах), железнодорожных и автомобильных цистернах.


НАСТУПЛЕНИЕ РИСКА - начало ответственности страховщика ' по условиям страхового полиса.


НЕГАБАРИТНЫЙ ГРУЗ - грузовые места, размеры которых превышают габариты, допустимые при обычных перевозках. Порядок предъявления и перевозки негабаритных грузов определяется специальными правилами и тарифами.


НЕДОСТАВКА ГРУЗ - если груз не прибыл в порт назначения и нет доказательств или причин, почему это произошло, случай рассматривается, как недоставка груза.


НЕПРЯМАЯ ПОГРУЗКА - погрузка с перевалкой на склад, возникающая в случае, когда судно или другой вид транспорта задерживаются с подходом и груз их ожидает (например, на лихтерах) и грузоотправитель принимает решение о выгрузке груза на склад до подхода судна (вагона, автомобиля).


НЕТТО СТОИМОСТЬ - в страховании действительная или продажная стоимость груза в пункте назначения без учета всех расходов, связанных с выгрузкой груза в этом пункте.


"НЕЧИСТЫЙ" КОНСАМЕНТ - коносамент в котором сделаны оговорки о состоянии (качестве) перевозимого товара, груза.


НЕУСТОЙКА (penalty) - денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств. Неустойка может быть установлена в виде твердой суммы дополнительного платежа, в % к сумме неисполненного обязательства. Разновидностями неустойки являются штраф и пеня.


НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ - размер допустимых естественных потерь в массе или объеме перевозимых грузов под воздействием естественных причин (усушки, утечки, утруски) в условиях нормального технологического процесса их хранения, перевалки и транспортировки, в пределах которых перевозчик не несет ответственности за недостачу (см. также Естественная убыль груза). Нормы естественной убыли для различных грузов обычно зависят от расстояния перевозки, количества перевалок, вида тары и времени года и исчисляются отдельно по каждому виду транспорта, участвующему в перевозке.


НОРМЫ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ - договорные или нормативные условия, определяющие количество единиц, массы или объема груза, подлежащего погрузке или выгрузке за единицу времени (обычно день или сутки); устанавливаются в целом для судна или на каждый его рабочий люк. Нормы погрузки и выгрузки при внешнеторговых перевозках обычно фиксируются в чартере в единицах массы или объема груза за единицу времени или дается указание, что грузовые операции должны производиться по обычаям портов либо "как обычно", либо "с обычной скоростью", либо "так быстро, как судно может принимать / сдавать груз". При перевозке грузов "навалом" продолжительность стояночного времени судна под грузовыми операциями часто определяется в виде определенного количества дней и часов, отводимых под всю операцию (погрузка, выгрузка). При этом нормы погрузки-выгрузки особо не оговариваются. Для танкеров время погрузки и выгрузки объединяется и исчисляется в часах в зависимости от размера судна.


НОРМЫ ПРОСТОЯ (free time standards; free time stipulated for loading/unloading) - время, в течение которого с подвижным составом (средством транспорта), прибывшим к месту погрузки-выгрузки, должны быть выполнены необходимые грузовые и техн. операции. Н.п. регламентируются правилами перевозок и др. нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта общего пользования. На морском транспорте Н.п. устанавливаются в виде сталийного времени; за досрочное освобождение судна из-под грузовых операций фрахтователь получает от судовладельца диспач. При всех обстоятельствах грузоотправитель (грузополучатель) за задержку трансп. средства под погрузкой-выгрузкой несет имущественную ответственность перед перевозчиком, если не докажет, что эта задержка произошла не по его вине.


О

ОБОТОРНЫЙ КОНСОМЕНТ - коносамент, составленный на предъявителя или на приказ поименованного в нем лица. Держатель оборотного коносамента имеет право собственности на грузы и право на их выдачу по условиям документа.


ОБЪЕМ ПАРТИИ ПОСТАВОК ТОВАРА - обеспечивающие минимальное значение суммы двух составляющих - транспортно-экспедиционных расходов и затрат на формирование запасов.


ОВЕРТАЙМ- сверхурочное время; проведение грузовых операций в нерабочее время за оплату по повышенному тарифу.


ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ - груз (кислоты, воспламеняющиеся, взрывоопасные вещества и др.), который при неправильном обращении может стать причиной ущерба для транспортного средства или имущества, гибели или ухудшения здоровья людей. Транспортировка опасных грузов осуществляется в соответствии с особыми условиями перевозок.


ОПЕРАТОР МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ОМП (Multimodal transport operator) - любое лицо, заключающее договор мультимодальной перевозки и принимающее на себя полную ответственность за его осуществление в качестве перевозчика или оператора перевозки.


ОПЕРАТОР ПЕРЕВОЗКИ /ПЕРЕВОЗЧИК (Actual carrier) - лицо, которое либо непосредственно отвечает за перевозку грузов, либо использует для этой перевозки третью сторону.


ОПЦИОН (option) - право выбора между альтернативными условиями договора. В чартерах обычно встречаются условия о грузовом и географическом опционе.


"OТ ДВЕРИ ДО ДВЕРИ" - современный способ доставки грузов со склада (завода, фабрики и т.п.) отправителя до склада (или другого согласованного места) получателя. Обычно такой способ транспортировки обеспечивается посредством контейнерных перевозок грузов. Перевозки "от двери до двери" оформляются документами, покрывающими доставку грузов данным способом.


ОТГРУЗОЧНАЯ СПЕКЦИФИКАЦИЯ - товаросопроводительный документ, содержащий перечень всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию товара, с указанием места, количества и рода каждого товара. Если партия товара состоит из отдельных грузовых мест, составляется поместная отгрузочная спецификация. Отгрузочная спецификация является неотъемлемым приложением к договору купли-продажи или договору поставки. Обычно дополняет счет на поставку товаров разных сортов и наименований.


ОТКРЫТЫЙ КОВЕР - форма автоматического страхования грузов на длительный период с установлением общих лимитов ответственности (то же что и "генеральный полис").


ОТГРУЗКА (shipping) - передача изготовленной продукции перевозчику для доставки потребителю или непосредственно потребителю в месте изготовления. Датой отгрузки считается дата приема продукции перевозчиком, зафиксированная в перевозочных документах, или дата акта сдачи продукции потребителю в месте ее производства.


ОТПРАВКА (shipment) - единица наблюдения перевозок грузов, представляющая собой партию груза, принятую к перевозке по одному перевозочному документу от конкретного грузоотправителя конкретному грузополучателю. В юридическом смысле отправка в процессе транспортирования является неделимой. В установленном законом порядке может быть произведена ее переадресовка, реконсигнация и т.д.


ОФЕРТА - предложение продавца, направленное покупателю, о продаже партии товара на определенных условиях.


П

ПАНАМАКС (Panamax) - судно с габаритами, позволяющими ему проходить через Панамский канал; его максимальные параметры: длина - 295 м, ширина -32,25 м, осадка - 13,50 м.


ПАРТИЯ ГРУЗА (ПАРЦЕЛЬ) - принятое к перевозке по одному транспортному документу определенное количество груза, занимающее часть грузовых помещений судна.


ПАРЦЕЛЬНЫЕ ГРУЗЫ - мелкие партии ценных грузов, к которым относятся нетоварные грузы: рекламные материалы, образцы товаров, подарки и т.п.


ПЕРЕАДРЕСОВКА (diversion) - изменение места назначения принятого к перевозке или находящегося в процессе транспортировки груза. Порядок переадресовки определяется уставами, правилами перевозки и др. нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта общего пользования.


ПЕРЕВАЛКА (Transshipment) - перемещение интермодальных транспортных единиц с одного вида транспорта на другой.


ПЕРЕВОЗЧИК - лицо, которое по договору перевозки осуществляет или оказывает посредничество в доставке груза с использованием транспортного средства.


ПЕРЕДАТОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ - коммерческий документ, содержащий перечень грузов, передаваемых с одного вида транспорта на другой.


ПЕРЕДАЧА ПОЛИСА - полис морского страхования может быть свободно предан любому лицу, которое имеет страховой интерес в имуществе, находящемся на риске.


ПЕРЕДЕЛ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (Limit of liability) - максимальная денежная сумма, выплачиваемая перевозчиком грузоотправителю за любое повреждение груза или его утрату, за которые перевозчик несет ответственность по договору перевозки. Предельная сумма определяется по договоренности или в соответствии с законом.


ПЕРЕУПАКОВКА -уменьшение убытков от повреждения грузов за счет переупаковки.


ПИСЬМЕННО - способ передачи информации с помощью любого o средства воспроизведения текста неисчезающими знаками, в т.ч. телеграмма, телекс, телефакс.


ПОВРЕЖДЕНИЕ ДРУГИМИ ГРУЗАМ - скрытая и явная порча и физические повреждения, причиненные застрахованному грузу другими грузами.


ПОВРЕЖДЕНИЕ ГРУЗОВ ВСЛЕДСТВИЕ ОТПОТЕВАНИЯ - повреждение грузов в результате отпотевания,явившегося следствием температурных изменений.


ПОВОРОТНЫЙ ЗАМОК (Twistlock) - стандартный механизм погрузочно-разгрузочного оборудования, который вводится за угловые фитинги интермодальной транспортной единицы и закрепляется на них; используется также на судах и транспортных средствах для крепления интермодальной транспортной единицы.


ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЙ ПУТЬ (Loading track) - железнодорожный путь, на котором осуществляются операции по перегрузке интермодальных транспортных единиц.


ПОГРУЗОЧНЫЙ ОРДЕР (shipping order) - первичный документ, содержащий все необходимые данные о грузе и служащий основанием для его приемки на судно. П.о. выписывается в нескольких экземплярах и содержит след, сведения: наименование, род и кол-во груза (число мест, масса, объем); вид упаковки; знаки и марки; наименование грузоотправителя и грузополучателя; наименование портов отправления и назначения; название судна; дату составления П.о. При погрузке на палубу П.о. должен содержать оговорку о согласии на это грузополучателя. Судну вручается два экземпляра П.о., на одном из которых после погрузки груза расписывается представитель судовой администрации. Этот экземпляр П.о. является так называемой штурманской распиской и служит основанием для выписки коносамента (см. Перевозочные документы).


ПОДДОН (Pallet) - поднимаемая, как правило, деревянная платформа, облегчающая перегрузку грузов. Поддоны имеют стандартные размеры. Чаще всего в Европе используются поддоны со следующими габаритами: 1000 х 1200 мм (ИСО) и 800 х I 200 мм (ЕКС).


ПОЛИС - юридическое доказательство факта заключения договора страхования.

ПОЛИСОДЕРЖАТЕЛЬ - страхователь.


ПОЛНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЫГРУЖЕННОГО ГРУЗА - груз (в основном отправленный навалом), прибывший в порт назначения без какой-либо недостачи.


ПОРТАЛЬНЫЙ КРАН (Gantry crane) - мостовой кран, конструкция которого включает горизонтальный портал, установленный на опорах, которые либо являются стационарными, либо перемещаются по рельсовой колее, либо на резиновых шинах с относительно ограниченным маневром в одном направлении. Груз может перемещаться горизонтально, вертикально и в боковом направлении. Такие краны обычно обеспечивают перемещение грузов с автотранспортного средства на железную дорогу или с судна на берег.


ПОРЧА - потеря первоначальных качеств грузом за счет его естественных свойств, т. е. без воздействия внешних факторов.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ТАРА - элемент упаковки, в которую расфасовывают продукцию для доставки ее потребителям (бутылки, флаконы, банки, коробки, пачки и т.п.).


ПОТЕРТОСТЬ - повреждение окрашенных частей грузов, транспортируемых без дополнительной упаковки.


ПРИВЕДЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОГО ГРУЗА В ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ - уменьшение убытка груза, поврежденного опасностями, против которых он застрахован.


ПРИНЦЕПАЛ (Principal) - лицо, по отношению к которому другое лицо выступает в качестве агента.


ПРИЦЕП (Trailer) - транспортное средство без двигателя, используемое для перевозки грузов и предназначенное для сцепки с автотранспортным средством, за исключением полуприцепов.


ПОЛУПРИЦЕП (Semi-trailer) - транспортное средство без двигателя, используемое для перевозки грузов и предназначенное для сцепки с автотранспортным средством таким образом, чтобы значительная часть его веса и нагрузки передавалась на это автотранспортное средство. Полуприцепы могут специально оборудоваться для комбинированных перевозок.


ПРЕТЕНЗИЯ - требование, предъявляемое одной из сторон другой и вытекающее из их правоотношений. Обстоятельства, могущие служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, удостоверяются правилами и обычаями, существующими в данной стране или порту. Право на предъявление претензии имеют отправители и получатели груза. Причем это право реализуется отправителями или получателями в зависимости от того, какое обстоятельство послужило основанием для предъявления претензии. Отправители и получатели грузов могут передавать свое право на предъявление претензии друг другу, своим вышестоящим организациям, транспортно-экспедиторским организациям и страховщикам. Данная передача удостоверяется передаточной надписью на транспортном документе. Претензия подается в виде письменного заявления, в котором должны быть указаны: наименование, адрес и банковские реквизиты заявителя; обстоятельства, являющиеся основанием претензии и краткое ее обоснование; содержание требований, сумма претензии и ее расчет; перечень прилагаемых документов; дата составления заявления. Перевозочные документы предъявляются только в подлиннике.


Р

РАЗГРУЗКА, ВЫГРУЗКА, "ВЫГРУЖЕНО" (unloading) - 1) показатель, характеризующий освобождение трансп. средств от перевезенных в них грузов. Методика определения данного показателя аналогична методике расчета показателя Погрузка с той разницей, что учет ведется по конечному моменту перевозочного процесса. Учет разгрузки ведется на основе непрерывного наблюдения, а сам показатель определяется ежесуточно по состоянию на отчетный момент; 2) логистическая операция, заключающаяся в освобождении трансп. средства, тары от груза; этой операции обычно предшествуют др. логистические операции (погрузка, транспортирование, хранение). В отличие от погрузки грузовой поток при разгрузке направлен не к трансп. средству или таре, а от них


РАМПА "ро-ро" (Ro-ro ramp) - обычно регулируемая горизонтальная или наклонная рампа, позволяющая автотранспортным средствам заезжать на судно или в железнодорожный вагон либо выезжать из них.


РАСХОДЫ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (carrier's operating costs) - сумма издержек перевозчика, непосредственно связанных с перевозочной деятельностью. Определяются как сумма материальных затрат, зарплаты, отчислений на социальное страхование, амортизации основных фондов и пр. расходов. При распределении Р.э. по видам перевозок в зависимости от характера расходов одни из них полностью относят на определенный вид перевозок, др. распределяют пропорционально по величинам показателей, определяющих размер издержек, или ранее распределенным расходам.


РЕГРЕСС - право страховщика на предъявление к третьей стороне, виновной в наступлении страхового случая, претензий с целью получения возмещения за причиненный ущерб.


РЕЙС - транспортный процесс перевозки грузов или пассажиров за определенный промежуток времени между географическими пунктами или районами.


РЕФРИЖЕРАТОР - транспортное средство с холодильной установкой (автомобиль, поезд, судно) для перевозки скоропортящихся грузов.


С

САНКЦИИ - условие коммерческих сделок, предусматривающее право одной из сторон потребовать возмещения в размере и форме, предусмотренных сделкой, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения другой стороной принятых на себя обязательств.


СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА, СВОБОДНЫЙ СКЛАД (Freeport) - зона, в пределах которой товары могут изготавливаться и/или храниться без уплаты соответствующих пошлин и налогов.


СВОЙСТВЕННЫЙ ТОВАРУ ПОРОК - внутреннее свойство товара, в результате которого ему причиняется повреждение без воздействия внешних факторов.

СЕРТИФИКАТ - 1) письменный финансовый документ, свидетельство, удостоверяющее факт внесения его владельцем определенной суммы денежных средств и предоставляющее ему вытекающие из этого права; 2) документ, удостоверяющий качество товара (сертификат качества).


СЕРТИФИКАТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА - документ, подтверждающий страну происхождения или вывоза товара; выдается торговой палатой или другим аналогичным учреждением страны происхождения товара и является необходимым в международной торговле. Представление сертификата о происхождении товара необходимо в случаях, предусмотренных законодательством страны ввоза или международными договорами для применения к товарам льготного режима или режима наибольшего благоприятствования в отношении таможенного обложения (например, позволяет использовать преференциальный тариф) либо мер фитосанитарного или ветеринарного характера.


СЕРТИФИКАТ КАЧЕСТВА - документ, удостоверяющий качество соответствующей партии товара.


СЕРТИФИКАТ ВЕСОВОЙ - ведомость, содержащая перечень каждой партии груза с указанием ее массы. Составляется в портах и на железнодорожных станциях.


СКВОЗНАЯ АККОРДНАЯ СТАВКА - стоимость услуги экспедитора при организации перевозки "от двери до двери" по специальным тарифам, куда входят стоимость погрузочно-разгрузочных работ в местах погрузки, выгрузки и перевалки, работ по упаковке товаров, их хранению, а также затраты экспедитора на таможенную очистку, страхование, оформление всех необходимых документов. Все эти расходы суммируются и предлагаются грузовладельцу в виде сквозной аккордной ставки.


СКЛАДСКАЯ РАССПИСКА ИЛИ ТОВАРНАЯ КВИТАНЦИЯ - документ, подтверждающий принятие товара (груза) на товарный склад для хранения и свидетельствующая о праве на владение товаром (грузом), хранящимся на складе. Складская расписка может использоваться как залоговый документ (варрант) для получения ссуды и перепродажи товара.


СОВМЕСТНАЯ УПАКОВКА - упаковочное место, в котором находится больше, чем один груз.


СОРТИРОВОЧНЫЙ ЦЕНТР (HUB) - центральный пункт сбора, сортировки, перевалки и распределения грузов для определенного региона (района). Концепция сортировочного центра предполагает сбор и распределение грузов через единый пункт.


СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (Articulated vehicle) - автотранспортное средство с полуприцепом.


СПЕЦИФИКАЦИЯ - перечень товаров с указанием их количества и качественных характеристик.


СПРЕДЕР (Spreader) - регулируемый механизм на подъемном оборудовании, предназначенный для соединения с фитингами верхних углов интермодальных транспортных единиц либо для соединения при помощи механизмов захвата интермодальных транспортных единиц снизу. Многие спредеры оснащены механизмами захвата нижних продольных балок интермодальных транспортных единиц.


СРОК ДОСТАВКИ ГРУЗА - период времени, в течение которого перевозчик обязан доставить груз по назначению и за соблюдение которого он несет ответственность перед грузовладельцами. Срок доставки груза включает в себя время, необходимое для транспортировки груза от пункта отправления до пункта назначения (в том числе операции по его погрузке и выгрузке), выполнение различных вспомогательных операций и оформление документов. За задержку в доставке грузов против установленных сроков перевозчик уплачивает грузовладельцу штраф, обычно устанавливаемый в процентах от провозной платы. При возникновении чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств (см. Форс-мажор) перевозчик освобождается от уплаты штрафа за просрочку в доставке груза.


СРОК ПОСТАВКИ - оговоренное в договоре и установленное в нем время поставки товара (груза) или период времени, в течение которого товар (груз) должен быть доставлен, передан покупателю.


СРОКИ ХРАНЕНИЯ ГРУЗОВ - время, устанавливаемое специальными правилами, в течение которого прибывшие грузы должны быть приняты грузовладельцем и вывезены с места погрузки или разгрузки (порта, железнодорожной станции и др.). Сроки хранения грузов зависят от свойств грузов (подверженность порче, необходимость специальных условий хранения и т.п.). Грузы, не принятые и не вывезенные получателями в установленный срок, считаются невостребованными и обычно подлежат реализации.


СТИВИДОР - специализированная фирма или организация, осуществляющая погрузку и выгрузку судов.


СТОИМОСТЬ ГРУЗА В НЕПОВРЕЖДЕННОМ СОСТОЯНИИ - сравнение брутто-стоимости груза в поврежденном состоянии с брутто-стоимостью в неповрежденном состоянии, установленной в пункте назначения (для определения частичного убытка, возмещаемого страховщиком).


СТРАХОВАНИЕ - система мер, направленная на полное или частичное возмещение потерь от тех или иных рисков (последствия стихийных бедствий и несчастных случаев, утрата материальных ценностей и трудоспособности и т.п.) путем переложения их последствий с одной стороны (страхователя) на другую сторону (страховщика) за определенное вознаграждение.


СТРАХОВАТЕЛЬ - сторона в договоре страхования, на обязанности которой лежит уплата страховщику страховой премии за принятие на себя последним обязанности возместить страхователю убытки при наступлении страхового случая. Страхователь может заключить договор страхования, как в свою пользу, так и в пользу другого лица.


СТРАХОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ЖИВОТНЫХ - особое страхование на условиях специальных оговорок, так как животные не попадают под понятие груза или обычного товара.

СТРАХОВОЙ ИНТЕРЕС - мера материальной заинтересованности в страховании.


СТРАХОВОЙ ПОЛИС - документ, выдаваемый страховщиком в удостоверение договора страхования и содержащий его условия. В зависимости от объема страхования, срока действия договора, пределов ответственности его участников, специальных условий различают несколько видов страховых полисов.


СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ - наступление события, против которого осуществлялось страхование. Во время страхового случая страхователь обязан принять меры к спасанию и сохранению застрахованного имущества, относясь к нему так, как если бы оно не было застраховано. Страховщик обязан возместить страхователю его расходы по предотвращению и уменьшению убытка.


СТРЕЛОЧНЫЙ АВТОПОГРУЗЧИК (Straddle carrier) - стрелочный подъемник на пневмоходу, предназначенный для перемещения или штабелирования контейнеров на горизонтальной укрепленной поверхности.


СТРЕЛОЧНЫЙ КРАН (Crane) - обычный стрелочный кран, на котором груз удерживается стрелой с помощью троса. Для погрузки или выгрузки интермодальных транспортных единиц трос должен быть соединен с их угловыми элементами.


СУБПОДРЯДЧИК/ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК (Actual carrier) - третья сторона, осуществляющая полную или частичную перевозку.


СУПЕРПАНАМАКС (Overpanamax) - судно, у которого по меньшей мере один из габаритов превышает габариты судна панамакс.


СЧЕТ-ФАКТУРА - документ, удостоверяющий фактическую поставку товара и/или оказание услуг и их стоимость. Выписывается продавцом (поставщиком) на имя покупателя (потребителя) после окончательной приемки товара последним. Счет-фактура содержит подробное описание и цену поставляемого товара или услуг, номер отгрузочного документа, сумму счета и иные реквизиты и может служить в качестве накладной, направляемой с товаром, а при оформлении на специальном бланке - в качестве сертификата о происхождении товара.


СЪЕМНЫЙ КУЗОВ (Swap bodu) - единица перевозки груза, размеры которой соответствуют габаритам автотранспортного средства и которая оборудована погрузочно-разгрузочными приспособлениями, предназначенными для ее перемещения между различными видами транспорта, как правило, автомобильным и железнодорожным. Первоначально такие транспортные единицы не были пригодны для штабелирования в груженом состоянии или для подъема сверху. Однако в настоящее время многие из них могут штабелироваться и подниматься сверху, и главной особенностью, отличающей их от контейнеров, является то, что их размеры соответствуют габаритам транспортных средств. Если они предназначаются для перевозки железнодорожным транспортом, то должны соответствовать нормам МСЖД. Некоторые съемные кузова оснащены откидными опорами, на которые они опираются, когда не находятся на транспортном средстве.


СЮРВЕЙЕР - эксперт, производящий осмотр судов и грузов и дающий заключение об их состоянии, размере повреждений при авариях, мореходности судна и т.д.


Т

ТАЙМ-ЧАРТЕР (time charter) - договор фрахтования судна на время, по которому судовладелец, оставаясь собственником судна и сохраняя контроль над экипажем, предоставляет его на определенный срок в распоряжение фрахтователя для перевозки любых законных грузов, за исключением тех, перевозка которых не допускается по условиям чартера.


ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (customs declaration) - заявление, представляемое таможне с описанием груза при его поступлении из-за границы или отправке за границу. Т.д. подразделяются на грузовые и пассажирские.


ТАМОЖЕННАЯ ЗАКЛАДНАЯ (customs mortgage bond) - документ, подтверждающий принятие под залог грузов до оплаты грузовладельцем таможенной пошлины.


ТАРА (Tare) - вес интермодальной транспортной единицы или транспортного средства без груза.


ТАРИФЫ (transport rates; tariffs) - плата и сборы, взыскиваемые за перевозку грузов, а также правила их исчисления. Как экономическая категория тарифы являются формой цены на продукцию транспорта и должны быть построены так, чтобы обеспечивать нормально работающему перевозчику возмещение себестоимости перевозок и получение прибыли.


ТЕРМИНАЛ (Terminal) - место, оборудованное для перевалки и хранения интермодальных транспортных единиц.


ТЕУ (TEU) - единица, эквивалентная 20 футам. Стандартная единица, которой служит контейнер ИСО длиной 20 футов (6,10 м) и которая используется для статистических измерений, касающихся транспортных потоков или их пропускной способности. Один стандартный 40-футовый контейнер серии 1 ИСО равняется 2 ТЕУ.


ТИП ТАРЫ - классификационная единица, определяющая Тару по материалу.


ТОВАРОРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ - документ, олицетворяющий собой товар (груз) и дающий право его держателю распоряжаться указанным в нем товаром (грузом). К числу таких документов относится страховой полис.


ТОЛКОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛИСА - объяснение без искажения смысла. Всякие двусмысленные, неточные и неопределенные формулировки полиса должны истолковываться в пользу страхователя. При толковании условий полиса прежде всего до внимание должно быть принято то, что написано от руки, затем напечатанный на машинке текст, штампы, напечатки, стандартные .оговорки. условия, напечатанные непосредственно на полисе, принимаются во внимание в последнюю очередь.


ТРАНСПОРТНАЯ ТАРА - элемент упаковки продукции, как правило, расфасованной в потребительскую тару, или вспомогательные упаковочные средства и материалы.


ТРАНЗИТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ (international through traffic) - осуществляемые страной перевозки грузов, пункты отправления и назначения которых находятся за ее пределами. Различают прямой и косвенный транзит. К прямому относятся перевозки иностранных товаров под таможенным обеспечением, без помещения на таможенный склад, к косвенному - перевозки иностранных товаров, поступающих на таможенные склады, а оттуда - за границу


ТРИПЛИКАТ - третий экземпляр документа.


У

УБЫТОК В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫПАДЕНИЯ ГРУЗА ИЗ СТРОПОВ - следствие выпадения груза из стропов при погрузочно-разгрузочных работах.


УБЫТОК ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СПАСЕННОГО ИМУЩЕСТВА - разница между полученной суммой выручки от продажи спасенного имущества и страховой суммой.


УГЛОВОЙ ФИТИНГ (Corner fitting) - места крепления, находящиеся обычно в верхних и нижних углах контейнера, в которые вводятся поворотные замки или другие приспособления, позволяющие поднимать, штабелировать, закреплять контейнер. Эти фитинги все чаще используются на съемных кузовах, но не в углах, а в местах, соответствующих местоположению угловых фитингов на 20- или 40-футовых контейнерах.


УПАКОВКА - комплекс защитных мер и материальных средств по подготовке продукции промышленного и сельскохозяйственного производства к транспортированию и хранению, для обозначения ее максимальной сохранности и придания транспортабельного состояния. Упаковка представляет собой потребительскую и транспортную тару, прокладочные и амортизирующие материалы, вспомогательные упаковочные средства и материалы.


УПАКОВОЧНЫЙ ЛИСТ - перечень предметов, входящих в одно грузовое место (ящик, кипу и т.п.).


УПАКОВЫВАНИЕ - представляет собой одну или несколько операций на специальных машинах или вручную, в большинстве своем завершающих технологический процесс производства данной продукции.


УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ (terms of delivery) - 1) предусмотренные договором, поставки или иным нормативным актом требования к кол-ву и качеству продукции, ее ассортименту, срокам доставки, форме оплаты, упаковке и т.д.; 2) особые условия поставки - нормативные акты, учитывающие специфику поставки товаров и средств про-из-ва в зависимости от предмета либо субъекта договора поставки. У.п. регулируют отношения, не предусмотренные общими положениями соответствующих актов гражданского права; возможные изъятия из общих положений и т.д. У.п. разрабатываются и утверждаются в установленном порядке.


УТЕЧКА, УТРЯСКА - убытки от названных факторов, вследствие естественных свойств соответствующих товаров (грузов).


УЧАСТНИКИ КОМБИНИРОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКИ (Combined transport actors) - в международных договорах перевозки используются только вышеуказанные термины, т.е. любой участник транспортной цепи упоминается в договоре как один из них. В последующих определениях, приведенных в настоящей главе, под лицом подразумевается физическое или юридическое лицо или компания.


Ф

ФАКТУРА - документ, служащий доказательством наличия торговой сделки. Основополагающий документ при ликвидации убытков.


ФИДЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ (Feeder service) - морская перевозка на короткое расстояние между двумя или более портами с целью группировки или распределения грузов (обычно контейнеров) в одном из этих портов для перевозки в открытом море или после такой перевозки. В более широком смысле данная концепция может использоваться для внутренних перевозок.


ФЛЯГА - транспортная многооборотная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.


ФРАНШИЗА - определенная часть убытков страхователя, не подлежащая возмещению страховщиком в соответствии с условиями страхования.


ФРАНШИЗА БЕЗУСЛОВНАЯ - ответственность страховщика определяется размером убытка за минусом франшизы.


ФРАНШИЗА УСЛОВНАЯ - страховщик освобождается от ответственности за убыток, если его размер не превышает размера франшизы, и убыток подлежит возмещению полностью, если его 'размер превышает франшизу.


ФРАХТ (freight) - плата за перевозку грузов морем. Размер Ф. может либо оговариваться в каждом отдельном случае (при заключении чартера), либо исчисляться на основе тарифа. В зависимости от условий договора Ф. оплачивается за ед. массы или объема либо в виде общей суммы за перевозку (см. Люмпсум). Как правило, Ф. оплачивается за кол-во груза, доставленное и сданное судном в пункте назначения. Однако в некоторых случаях он исчисляется по кол-ву груза, принятому в пункте отправления.


ФРАХТ ОБРАТНЫЙ (back freight) - фрахт, который грузовладелец обязан оплатить перевозчику за обратную доставку груза в порт отправления, если груз не может быть сдан в порту назначения по не зависящим от перевозчика причинам.


Ч

ЧАРТЕР СОГЛАСОВАННЫЙ (agreed charter party) - форма стандартного чартера, условия которого полностью согласованы с Балтийской и международной морской конференцией и Генеральным Советом британского судоходства. Гриф "согласованный" обязывает членов конференции строго придерживаться текста чартера, не допуская дополнений и извлечений из него.


ЧАСТНЫЙ ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ (Private siding) - прямое железнодорожное соединение с путями какой-либо компании.


Ш

ШИРИНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КОЛЛЕИ (Track guage) - расстояние между внутренними сторонами рельсов железнодорожного пути. Она обычно составляет 1,435 м. В некоторых европейских странах имеется другая ширина колеи, например 1,676 м в Испании и Португалии, 1,524 м в России.


ШТАБЕЛИРОВАНИЕ (Stracking) - хранение или перевозка интермодальных транспортных единиц с установкой их одна на другую.


ШТАБЛЕР (Reach stracker) - транспортное средство (тягач), оборудованное фронтальным механизмом для подъема, штабелирования или перемещения интермодальных транспортных единиц.


ШТРАФ (fine) - вид неустойки, определяемый в твердой сумме или в % от суммы невыполненных договорных обязательств. Ш. взыскивается с виновного в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.


ШТРИХ КОД, БАР-КОД (bar code) - комбинация темных и светлых вертикальных полос (штрихов) различной ширины с нанесенными под ними цифрами. В настоящее время штриховым кодированием в розничной и оптовой торговле охвачена большая часть товарной номенклатуры США, во многих странах Азии и Латинской Америки, в большинстве стран Европы, в Австралии, ЮАР и Японии.


Э

ЭКСПЕДИТОР (Forwarding agent / Freight forwarder) - посредник, организующий перевозку грузов и /или предоставление сопутствующих услуг по поручению грузоотправителя.


Я

ЯРЛЫК (label, tag) - 1) Изготовленная из картона, фанеры или др. материала бирка унифицированной формы, заполняемая на каждый шифр товарно-материальных ценностей на складе и прикрепляемая к ячейке стеллажа. 2) Изготовленный из бумаги или др. материала бланк определенной формы и размеров, прикрепляемый к продукции или ее упаковке или являющийся элементом продукции (упаковки); может содержать товарный знак, наименование продукции, штриховой код, маркировку, гарантийный срок хранения и т.п.


ЯЩИК - транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцевыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.


 
Rambler's Top100  
Наши партнеры
Создание сайта  Дефи